маркированный список

Главная

маркированный список

Карта сайта

маркированный список

Структура ГОРУНО. Обратная связь

маркированный список

Муниципальная политика в образовании

маркированный список

Модернизация общего образования

маркированный список

ФГОС

маркированный список

ОРКСЭ

маркированный список

Система поддержки талантливых детей

маркированный список

Совершенствование кадрового состава

маркированный список

Сохранение и укрепление здоровья школьников

маркированный список

Публичный доклад ГОРУНО

маркированный список

НСОТ

маркированный список

Общественное участие в управлении образованием

маркированный список

СОКО

маркированный список

Информатизация образования

маркированный список

Актуальные документы

маркированный список

Планы работы

маркированный список

Информационное пространство

маркированный список

Педагогические форумы, конференции, семинары

маркированный список

Образовательные  учреждения  г. Дубны

маркированный список

Учреждения дополнительного образования г. Дубны

маркированный список

Итоговая аттестация учащихся

маркированный список

Воспитание и молодежная политика

маркированный список

Конкурсы

маркированный список

Пресс-центр

маркированный список

Интернет-ресурсы

маркированный список

Муниципальные услуги

маркированный список

Контакты

 

TV репортажи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

4.5. Кадровый потенциал.

 

Модернизация системы образования изменила многие представления об учителе современной школы и об управлении образовательным учреждением. Нужен "новый учитель" для "новой школы". Это - учитель, который несет ответственность за качество результата. Изменение содержания, а главное, методов и технологий обучения, новые требования к результатам обучения при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требуют основательной подготовки и переподготовки кадров, т. к.  развитие образования в значительной степени зависит от ценностных ориентиров, квалификации и мастерства педагогов, профессиональных и человеческих качеств каждого из них.

По данным мониторинга  в 2011-2012 учебном году в общем образовании в муниципальных учреждениях работало 358 учителей. Среди учителей основного состава: 90 % - учителя с высшим образованием;  имели квалификационные категории: высшую 51 %, первую- 23 %, вторую 14 %. Средний возраст учителя города 45 лет,  20,5 %  - учителя пенсионного возраста.

60 % учителей, работающих в образовательных учреждениях,  имели стаж работы более 20 лет и всего 2 % - учителя со стажем работы до 2 лет.

Сегодня в системе образования города работают 6 Заслуженных учителей Российской Федерации, 12 Заслуженных работников образования Московской области, 70 педагогических работников, награжденных значком Отличник народного просвещения и нагрудным знаком Почетный работник Российской Федерации, 48 - награжденных Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Школы укомплектованы педагогическими кадрами на 100 %. Благодаря оптимизации расстановки кадров в рамках выполнения обязательств по реализации проекта Наша новая школа сократилась доля учителей не имевших полной занятости (нагрузка менее 18 часов в неделю): в 2009-2010 учебном году 43 %,  в 2010-2011 учебном году 40,6 %, в 2011-2012 учебном году 22%.

Тенденции в изменении соотношения расчетного количества ставок учителей к фактическому количеству и количеству учеников на одного учителя,  изменения  в демографической ситуации, действия руководителей школ по оптимизации расстановки кадров привели к явному улучшению показателя ученик-учитель.  Идеальным является  соотношение: на 1 учителя 15 учеников. В муниципальной системе образования данный показатель 14,37.

 

Сравнительный анализ количества учеников и количества ставок на 1 учителя

Таблица 35.

Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Количество ставок на одного учителя (отношение расчетного количества ставок учителей

к фактическому количеству учителей)

0,97

0,96

1,06

Количество учеников на одного учителя 

11,7

12,25

14,37

 

 Уровень профессионализма и опыт учителей в 2011-2012 учебном году позволили обеспечить высокий уровень достижений обучающихся. В то же время при общей стабильности кадрового ядра оставалась актуальной задача омоложения педагогических работников. На текущий момент в муниципальных общеобразовательных учреждениях города работают 16 выпускников 2010, 2011, 2012 годов, что составляет 4,4 % от общего количества учителей.

 С целью решения задачи поддержки молодых педагогов, поставленной в прошлом учебном году, в 2011-2012 учебном году принята программа Методическое сопровождение профессионального становления молодого учителя, составлен банк данных учителей, имеющих стаж работы до 3-х лет, утверждено   Положение   о   школе   молодого   учителя   и   успешно  проведено  5  ее  заседаний, прошло анкетирование молодых учителей.

Для выполнения задач в контексте развития учительского потенциала в 2011-2012 учебном году использовались различные формы методической поддержки:

  • создана и реализуется программа Непрерывное развитие педагогических кадров городского округа Дубна на 2011-2014 годы,

  • проводились семинары, мастер-классы, методические объединения, серии открытых уроков,

  • организована курсовая подготовка педагогов по индивидуальным образовательным траекториям,

  • проводились профессиональные конкурсы,

  • в рамках изменившегося нормативного поля проходила аттестация педагогических работников.

Сравнив виды курсовой подготовки работников образования нашего города, можно говорить о тенденции увеличения числа педагогов, имеющих объём курсовой подготовки 216 часов  и более. Количество необучавшихся педагогов в 2011-2012 учебном году  сократилось до 7% , против 19 % 2009-2010 учебного года.

 Кроме этого в 2011-2012 учебном году практически все учителя, повысившие свою квалификацию, обучались на базе города или  использовали возможности дистанционного обучения. При этом особое внимание уделялось обучению по введению ФГОС и по проблемам введения нового учебного курса ОРКСЭ.

Работа по повышению педагогического образования  ведётся  планомерно, учителя стали более обдуманно выбирать тематику курсовой подготовки, планировать заранее свой индивидуальный образовательный маршрут. Около 12% педагогов уже достигли необходимого соотношения пройденных учебных модулей (инвариантного академического, инвариантного и вариативного кафедральных).

 Достигнутые результаты говорят о  том, что работа общеобразовательных учреждений, муниципального учреждения Центр развития образования по выполнению мероприятий Программы непрерывного развития педагогических кадров, по повышению качества педагогического образования  ведётся   эффективно.

Курсовая подготовка педагогов

Диаграмма 2

Помимо этого педагоги активно принимают участие в конференциях  различного уровня, причем не только в качестве слушателей.  31% педагогов представили в прошлом учебном году свой опыт на таких мероприятиях. Работы их были опубликованы в методических сборниках. Выросло количество педагогов, заинтересованных и активно участвующих в Интернет семинарах, Интернет конференциях.

По-прежнему среди большого количества форм методической работы в межкурсовой период основной является работа педагогов в рамках городских методических объединений.  Педагоги активно участвуют  в конкурсах профессионального мастерства:  (Педагог  года, Я классный руководитель, Сердце отдаю детям, Лидер в образовании).

 

Количество педагогов, участвовавших в профессиональных конкурсах

Таблица 36.

 

 

 

Название конкурса

2009- 2010

2010- 2011

2011- 2012

ПНП Образование

4

4

8

Педагог года

5

4

3

Я классный руководитель

4

5

4

Сердце отдаю детям

-

3

3

Лидер в образовании

30

30

30

 

В этом году на всероссийском уровне конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта Образование стали победителями Бурова Инна Александровна, учитель русского языка и литературы ОУ № 9, Мошкина Нина Геннадьевна, учитель начальных классов ОУ № 5.

В конкурсе Педагог-психолог России 2012 - победителем областного конкурса стала Козлова Елена Александровна, психолог лицея №6 г.Дубны.

Отделом методического обеспечения и развития МУ ЦРО проведен мониторинг  использования нашими учителями современных технологий в образовательном процессе: педагоги используют такие технологии, как проблемно-диалогическое обучение, индивидуализацию и дифференциацию, ИКТ, метод проектов, здоровьесбережение, интегрированное обучение.   Более активно педагоги стали использовать систему инновационной оценки Портфолио, а также технологию интерактивного и дистанционного обучения. С ноября 2011 по март 2012 года успешно прошел городской конкурс Марафон идей инноваций в области ИКТ. Победителями областного конкурса Компьютер и школа стали:

  • Шишлянникова Елена Вячеславовна  (ОУ №8);

  • Гаврилова Анна Васильевна (ОУ №6).

2011-2012 учебный год первый год, когда массовая аттестация проходила по новому Порядку, вступившему в силу 01.01.2011. В течение всего учебного года была проведена большая разъяснительная и организационная работа среди педагогов, в результате при прохождении процедуры экспертизы замечаний со стороны независимых экспертов не было. Материалы для экспертизы были представлены в полном объеме на хорошем уровне. Все аттестуемые подтвердили соответствие заявленной категории. Тем не менее, выявились и проблемы, возникшие у  учителей  в процессе подготовки к экспертизе:

  • неумение грамотно и полно представить педагогические технологии, используемые в работе;

  • неумение четко и наглядно представить требуемую динамику качества знаний;

  • до сих пор не во всех ОУ проводится внутренний независимый контроль знаний, результаты которого необходимо предъявить экспертам;

  • нечеткое оформление  приложений, необходимых для экспертизы (указывается много лишней информации, которая не нужна в данном критерии оценки аттестуемого или вообще при аттестации по данной должности). 

В 2011-2012 учебном году был разработан и утвержден алгоритм аттестации руководящих работников.

Анализ кадрового обеспечения системы общего образования  позволяет выделить  следующие проблемы наших образовательных учреждений, на решение которых необходимо направить дополнительные усилия в новом учебном году:

  • не в полной мере компетенции руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений нашего города отвечают требованиям стратегического управления;

  • доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров) -18,12 %, что ниже среднеобластного показателя  (22,11 %);

  • требует обновления содержания и технологий образования состава и компетенций педагогических кадров для обеспечения высокого качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • не достаточно эффективна методическая работа среди молодых учителей; 

  • низкая  заинтересованность педагогов в участии в муниципальных профессиональных конкурсах;

  • остается актуальным активизация профориентационной работы среди выпускников  дубненских  школ на предмет их готовности  к выбору профессии учителя.

 

Для преодоления существующих проблем планируется работа по следующим направлениям

  • формирование кадрового резерва руководящих работников образовательных учреждений; разработка комплекса мероприятий по подготовке  и повышению квалификации управленческих кадров в соответствии с современными требованиями;

  • совершенствование механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;

  • проектирование комплексной системы формирования самоопределения старшеклассников к выбору профессии учителя как одного из направлений предпрофильной и профильной подготовки;

  • совершенствование системы повышения квалификации на базе МУ ЦРО создание новых модулей, вовлечение в эту деятельность все большего количества педагогов, использование возможности обучения учителей без выезда из города;

  • использование педагогического потенциала опытных учителей, возрождение института наставничества, культивирование уважительного отношения к опытным педагогам;

  • реализация Плана повышения квалификации педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений для работы по ФГОС.

 

Предложения, замечания направлять по e-mail: skibanat@uni-dubna.ru