*       Главная

*       Структура сайта

*       Структура ГОРУНО

*       Планы работы

*       Национальный проект "Образование"

*       Муниципальная политика в образовании

*       Педагогические форумы, конференции, семинары

*       Конкурсы

*       Образовательные учреждения        г. Дубны

*       Итоговая аттестация учащихся

*       Учреждения дополнительного образования г. Дубны

*       Воспитание и молодежная политика

*       Пресс-центр

*       Интернет-ресурсы

  К оглавлению

Площадь мира № 62 (1599)

1 сентября 2007 года

 

Сентябрьские тезисы школы.

В  новом учебном году много  перемен.

 

Интервью с начальником управления народного образования города Дубны Т.К. Виноградовой

 

 

Беседовала Наталия Теряева

 

-  Татьяна Константиновна, какие новшества образовательного процесса ожидают школьников и учителей в новом учебном году?

-  Новый учебный год - год комплексного проекта модернизации образования. Проект модернизации имеет 5 основных направлений. Первое направление - все образовательные учреждения города, подведомственные управлению, переходят на новую систему оплаты труда. В корне меняется система оплаты труда учителя. Тарифной сетки теперь не будет. Новая система оплаты труда - ведомственная. Она распространяется только на образовательные учреждения. Эта система оплаты труда ставит в серьезную зависимость размер оплаты труда учителя от качества его работы.

Чем это достигается? Есть базовая ставка: за 18 часов учебной нагрузки в неделю педагог будет получать оклад. Размер этого оклада четко определен губернатором и распоряжением главы города. Он выше размера соответствующего оклада, определявшегося тарифной сеткой. Как и раньше, размер оклада определяется уровнем образования (высшее, среднее специальное или незаконченное высшее), стажем работы и имеющейся квалификационной категорией (первая, вторая или высшая). В него уже включена 120 % губернаторская доплата учителям, которую они получали ранее. Так что с 1 сентября заработная плата увеличится в среднем на 15%.

Помимо основной ставки или оклада, новая система оплаты труда делает большой акцент на доплатах за дополнительную работу и доплатах стимулирующего характера. Ведь, кроме проведения занятий, учитель выполняет много другой работы проверяет тетради, заведует кабинетом, занимается методической работой и так далее. Все это и раньше оплачивалось. Но теперь четко определено, что школа на эти доплаты за дополнительную работу будет иметь 15 % от окладного фонда. И еще 15 % от окладного фонда (Дубна является одной из 15-ти пилотных территорий Московской области, для остальных - 10%) поступят в школу для надбавок стимулирующего характера. Критерии для получения стимулирующих надбавок в каждой школе будут разрабатываться самостоятельно. Но примерные рекомендации на уровне города мы согласуем с советом директоров и дадим школам в ближайшее время - в самом начале сентября.

Кто может рассчитывать на эти стимулирующие доплаты? В первую очередь те, кто демонстрирует высокое качество обучения по своему предмету. Это учителя, которые подготовили участников и победителей олимпиад. Это те, чьи ученики приняли участие в различных конкурсах. Это учите-

ля, которые сами активно распространяют свой опыт, участвуют в обобщении опыта, дают открытые уроки, мастер-классы, принимают участие в городских и школьных конференциях. То есть стимулирующие доплаты будут назначаться школой учителю по результатам его деятельности.

Надо сказать, что с 1 сентября часть зарплаты учителя, состоящая из выплат за дополнительную работу и стимулирующих доплат, превзойдет нынешние аналогичные выплаты. Ранее они составляли 20 % надтарифного фонда, а теперь уже составили 30 %. К 2009 году на все эти надбавки правительством Московской области будет выделено 45 % от окладного фонда по учреждению.

 

 

- Это очень интересно. А какую же зарплату будет иметь в таком случае молодой учитель, пришедший в школу сразу после окончания института?

-  Сегодня учитель с высшим образованием без стажа работы имеет базовый оклад 6 100 рублей за 18 часов учебной нагрузки в неделю. Если же он сразу примет на себя классное руководство или заведование кабинетом, он получит и дополнительные доплаты за эту дополнительную работу. По итогам первого отработанного полугодия он может иметь уже и доплату стимулирующего характера. Доплаты стимулирующего характера будут устанавливаться школой 2 раза в год по итогам работы учителя за каждое полугодие. Причем оценка деятельности учителя будет проводиться не только директором и педагогическим коллективом, но и органом государственно-общественного управления. Это второе новшество. Такой орган государственно-общественного управления каждая школа должна иметь действующим уже с 1-го сентября нового учебного года. Этот орган наряду с педагогическим советом и администрацией школы принимает решения управленческого характера Например, о персональных выплатах каждому учителю. Он будет утверждать программу развития образовательного учреждения, его учебный план и многие другие вопросы управленческой деятельности, не вторгаясь в методику преподавания.

 

- То есть это своего рода попечительский совет?

-  Нет. Задача попечительского совета, который существует в некоторых школах, - привлекать дополнительные ресурсы на материальное развитие школы и управлять этими ресурсами, четко определяя, для чего они привлекаются. Функции управляющего совета намного шире и полнее.

Третье новшество. В обязательном порядке все 12 муниципальных общеобразовательных школ нашего города с 1-го сентября должны иметь свои сайты. И все наши школы их уже имеют. На сайте должны быть отражены все вопросы жизни школы, касающиеся учителей, учеников и родителей. Это информация о мероприятиях,  проводимых в школе, об уставе школы, правилах поведения учащихся, учебный план школы и так далее. Сайт должен обновляться 2 раза в месяц. В прошлом году сайты некоторых наших школ уже были на областном конкурсе школьных сайтов отмечены дипломами.

Четвертое новшество. Публичная отчетность образовательного учреждения перед участниками образовательного процесса. Раньше директор школы делал доклад на педагогическом совете, рассказывая о результатах, достигнутых за прошлый год. Теперь цель публичного отчета - рассказ о достижениях своей школы в сравнении с другими школами города, в сравнении с собственными успехами прошлого. Содержание публичного отчета должно быть адресовано не только учителям, но и родителям, общественности, особенно тем, кто непосредственно является участником образовательного процесса, чтобы они знали обо всем, что происходит в школе. В прошлом году многие директора школ уже делали публичные доклады на общем собрании родителей и учеников. Но эти доклады были необязательными. Теперь публичный доклад обязателен для всех образовательных учреждений. Это одно из направлений комплексного проекта модернизации образования, нацеленное на расширение государственно-общественного управления школой.

Пятое новшество. Мы готовимся к переходу на подушевое финансирование. Сегодня область финансирует систему образования города Дубны по количеству учеников, но муниципалитет распределяет эти деньги внутри города не только в зависимости от численности учеников, но и в зависимости от условий, существующих в каждой отдельной школе. Возможно, с 1 января 2008 года или с 1 сентября 2008 года (министерство образования Московской области еще не определило, коснется ли это наших школ и сколько таких будет) школы Московской области перейдут на нормативно-подушевое финансирование. И тогда каждая школа будет иметь финансирование, жестко зависящее от количества учеников в данной школе. Предположительно, норматив 2008 г. - 21 693 рубля на ребенка в год.

 

- Это не так уж много...

-  Для нас это мало. Причем этот норматив расходуется только на заработную плату и на материальное обеспечение учебного процесса. Без расходов на содержание зданий. Отмечу, что на текущий финансовый год эти расходы для нас составляют уже 27 000 рублей. Если мы перейдем на новый норматив, у нас, возможно, будут проблемы. Это

связано с тем, что норматив рассчитывается на наполнение класса - 25 человек. А у нас средняя наполняемость на 1-е сентября 22 человека. Правда, сегодня законодатели нам еще окончательно не сказали, какие повышающие коэффициенты будут в школах. Ведь нормативы будут определены отдельно для каждой школьной ступени - начальной, основной (5 9-е классы), средней (10-11-е классы). Для учащихся лицеев и гимназий тоже будет отдельный, свой норматив. Будут увеличивающие коэффициенты для школы, если она оказывает дополнительные образовательные услуги. В общем, мы еще не видели окончательной методики расчета норматива, поэтому сегодня невозможно сказать, насколько будет для нас переход на подушевое финансирование школ болезненным и будет ли. Но уже сегодня мы стараемся доводить численность наших классов до 25 человек. Поэтому вновь открываемые классы при переходе со ступени на ступень - 5-е и 10-е - мы формируем исходя из численности в 25 человек.

 

-  А как же быть, если, например, набрали 2 класса, и в одной из них получилось 25 человек, а в другом 13? 13 человек добавят к 25-ти, чтобы удовлетворить нормативы? Ведь маловероятно, что родится детей ровно столько, чтобы наполнить классы точно по 25 человек.

- Нет, не добавят у нас в Дубне 3 микрорайона - левобережье, институтская часть и Большая Волга. Если возникает ситуация,  когда количество детей больше 25-ти, то, конечно, один какой-то класс будет пока в малой численности, и постепенно мы будем в него добавлять детей из этого микрорайона. Люди ведь переезжают,  население Дубны растет. Прибывающих деток мы направляем в школы микрорайона, где есть свободные места.    Мы не препятствуем и переходам детей из школы в школу, если есть свободные места. Есть классы меньшей наполняемости потому, что иногда родители упрашивают директора взять ребенка в уже наполненный класс, и тогда в этом уже наполненном классе может быть и 27 человек. У нас есть и такие случаи. А бывает и по-другому. Например, в этом году в параллели 7-х классов у нас были 4 очень переполненных класса в двух соседних школах - № 7   и № 11. Мы предложили администрации этих школ сделать еще один дополнительный - класс и перевести туда детей из переполненных классов. Так и сделали. Создали в школе № 7 еще один 7-й класс, пятый по счету в двух этих   школах, в котором учатся от 21 до 24 человек. Вопрос численности учеников в классе мы   регулируем, где это возможно.

За два года (с 2009-го года все перейдут на нормативно-подушевое финансирование) мы должны подготовиться к такому переходу. При нормативно-подушевом финансировании заработная плата будет составлять 90 % от выделяемых средств.

Остальное уйдет на учебники, мебель, оборудование и другие нужды учебного процесса. Сегодня таких требований не существует. Мы получаем очень серьезные субвенции и делаем вложения в развитие нашей материальной базы. Только в этом году мы обновим школьную мебель для учащихся - приобретем более 70 комплектов школьной мебели на все школы. Это более

2 миллионов рублей. Вся мебель теперь будет соответствовать росту детей и санитарным нормам.  Более полутора миллионов затратим на учебники.  Большая их часть уже поступила в школьные библиотеки. Также активно мы обновляем и спортивное оборудование. За последние

3  года, когда мы стали получать из области субвенции не только на заработную плату, но и на обеспечение учебного процесса, мы очень серьезно усовершенствовали материальную базу нашего учебного процесса.

Шестое новшество. С нового финансового года область дает нам субвенции на текущий капитальный ремонт, чего раньше не было. В последние годы мы активно ремонтировали наши школы за счет городского бюджета, в том числе в рамках программы наукограда. Но уже этим летом мы получили 10 миллионов рублей и до конца 2007 финансового года должны освоить эти деньги федерального проекта Образование, на ремонт образовательных учреждений.

 

- А успеете ли вы освоить до конца года эти деньги?

-Успеем. Мы уже провели тендеры, заключили контракты и приступили к ремонту. Трудностью явилось то, что мы вступили в этот проект летом, и все лето для нас было очень сложным периодом в организации работы по проекту, в том числе в подготовке нормативной базы по переходу на новую систему оплаты труда.

 

- И какие же школы будут ремонтироваться?

- Практически все образовательные учреждения в этом году у нас предусмотрены в расходах на ремонт. В 1-й школе мы капитально отремонтируем спортивный зал - 1 млн. 700 тыс. Во 2-й школе проведем третью очередь капитального ремонта - 5 млн. 200 тыс. В 3-й школе будем ремонтировать кровлю - 2 млн. В 4-ю школу в этом году мы капитально не вкладываем деньги лишь потому, что эта школа в ближайшее время будет поставлена на серьезный капитальный ремонт с обновлением материально-технической базы. 5-я школа тоже получает серьезные деньги на ремонт. В 6-й школе ремонтируем актовый зал - около 1 млн. 300, если я не ошибаюсь. В 7-й школе меняем столярные конструкции в актовом и спортивном залах, где это необходимо. В 8-й школе осваивается почти около 5 млн. наукоградской программы - вторая очередь ремонта. Уже сегодня там закончился ремонт перехода и пищеблока, со 2-й четверти должны начаться занятия в практически новом здании младшего корпуса. Там меняется все: электрическая часть, канализация, водопровод, отопление, отделка. В прошлом году около 4 млн. затратили на замену в этой школе всех окон стеклопакетами и капитально отремонтировали кровлю. В планах на следующий год для 8-й школы - ремонт фасада и старшего корпуса. Так что за 3 года эта школа будет капитально отремонтирована и модернизирована. В 9-ю школу мы не сделали больших вложений, потому что они не требуются. В 10-ю школу за 2 года вложили около 9 млн., сделав современнейший спортивный зал и отремонтировав входное пространство школы. В 11-ю школу в прошлые годы вложили несколько миллионов на продолжение строительства и уже в этом году - миллион на завершение недоделанного.

У нас есть четкая программа последовательной модернизации наших образовательных учреждений с целью создания современных условий для наших детей. И эта цель является одним из направлений проекта модернизации. Московская область взяла обязательство и требует от нас, чтобы 75% наших детей к 2009 году обучались в современных условиях -это соответствующий тепловой режим, освещение, бытовые условия и оборудование, условия для полноценного питания.

У нас постоянно обновляется компьютерная база. Сегодня в наших школах на один компьютер приходится 8 учащихся, в то время как показатель Московской области - 31 ученик на 1 компьютер. В этом году после того, как мы вошли в проект модернизации образования, за счет области мы получим на 2 млн. 200 тысяч кухонного оборудования для всех наших школьных столовых. Так что к концу года мы решим проблему переоснащения новым технологическим оборудованием всех школьных столовых.

Седьмое новшество в области оценки качества знаний детей. Одним из основных направлений проекта модернизации является принятие региональной системы оценки качества знаний.

В этом году у нас все девятиклассники сдавали экзамены по русскому языку и математике независимым аттестационным комиссиям. Кстати, итоги очень неплохие: ребята в целом подтвердили результаты своей промежуточной аттестации. Результаты экзаменов не ниже, чем в традиционной форме прошлых лет. Хотя некоторые проблемы мы выявили. В некоторых школах они явно существуют, и над ними мы будем работать. ЕГЭ по русскому языку в обязательном порядке в наших школах сдавали все выпускники 11 классов, как и во всей Московской области. Результаты тоже неплохие, они выше на 10 %, чем в среднем по Московской области. В новом учебном году выпускников 11 класса уже ждет обязательный единый государственный экзамен и по математике. То есть выпускных экзаменов будет шесть у одиннадцатиклассников, и два из них - русский и математика - пройдут в форме ЕГЭ.

 

-  А в чем состоит отличие для девятиклассников традиционной формы экзамена от новой, когда они сдают экзамен, как Вы сказали, независимой комиссии?

- Отличие состоит в том, что проверяет работы не школьная комиссия, как это было традиционно, а муниципальная. Все остальное происходит, как и раньше: экзамен проходит в школе, пакет с заданиями экзамена мы получаем из Москвы.

 

- В свете последних событий с запретом для школьников гамбургеров, чипсов и газированных напитков хочу спросить, чем будут кормить детей в школах и как будет организовано питание?

- Гамбургеры для нас не проблема - у нас этого никогда не было и не будет. У нас около 40 % детей в прошлом учебном году получали горячее питание в школе. Как я уже сказала, мы полностью заменим технологическое оборудование в школьных столовых, поэтому у нас есть возможность приготовить хорошее, разнообразное меню для школьников. В трех образовательных учреждениях в этом году мы меняем не только технологическое оборудование, но и мебель в школьных столовых.

В организации питания у нас существует четкий порядок. Губернатором Московской области выделяются субвенции городам на организацию бесплатного питания. Эти деньги, рассчитанные исходя из количества учащихся, поступают в школы. Администрация школы вместе с родительским комитетом определяет список тех, кто будет питаться бесплатно. Как правило, по распоряжению главы города, это дети, требующие социальной защиты, - дети из многодетных семей, из малообеспеченных семей, дети-сироты.

При выборе питания в одних школах упор делается на завтраки, в других - на обеды, в третьих - на обеды и завтраки. Все зависит от желания конкретной школы. А организация, которая нас обеспечивает питанием, исходит из заказов школ. В каждой школе по-разному. Нет единообразия, как нет единообразия и со школьной формой. Родители самостоятельны вместе с администрацией школы в выборе школьной формы. В одних школах введена школьная форма для учеников с 1-го по 11-й класс, в других - только для учеников начальной школы, в третьих требования к школьной форме ограничены лишь требованиями к одежде учащихся без введения единообразной школьной формы.

 

-  Существует ли дефицит кадров в школьном образовании города?

- Нет. У нас в этом году вообще количество педагогов в расчете на количество часов учебного плана избыточно за счет того, что количество классов в школах сокращается. В этом году количество детей сократилось примерно на 300 человек. Это меньше, чем раньше. Раньше мы падали на 450 - 500 человек в год.

В некоторых школах существует проблема, когда учитель, будучи основным работником, не имеет полной учебной нагрузки на ставку. Директора стараются догрузить таких учителей кружковой работой, работой в группе продленного дня. Но иногда и этого не хватает.

Дефицита учителей физкультуры тоже нет.

 

-  Хотела бы спросить о школе Гармония. Кажется, там осталось  примерно  20 учеников. Будет ли эта школа работать в новом учебном году?

-  Эта школа негосударственная. Все решают учредители и родители, которые определяют туда своих детей. На сегодня школа существует. Мне не известны никакие решения учредителей о закрытии этой школы. Школа Гармония находится сейчас в состоянии ремонта, и ее ученики будут заниматься в первую смену в помещении музыкальной школы №1. Хоровая школа Дубна будет заниматься во вторую смену в помещении общеобразовательной школы № 4.

 

 К оглавлению

Предложения, замечания направлять по e-mail: skibanat@uni-dubna.ru