*       Главная

*       Структура сайта

*       Структура ГОРУНО

*       Планы работы

*       Национальный проект "Образование"

*       Муниципальная политика в образовании

*       Педагогические форумы, конференции, семинары

*       Конкурсы

*       Образовательные учреждения        г. Дубны

*       Итоговая аттестация учащихся

*       Учреждения дополнительного образования г. Дубны

*       Воспитание и молодежная политика

*       Пресс-центр

*       Интернет-ресурсы

  К оглавлению

Встреча

14 сентября 2007 года

  Что такое комплексная модернизация образования, и каким образом Дубна стала участницей этого проекта?

  В рамках национального проекта Образование на федеральном уровне в 2007 году был объявлен конкурс на участие в реализации комплексного проекта модернизации образования. Проект рассчитан на три года, обязательным условием является его софинансирование, а также выполнение  целого  ряда  обязательств. Заявки на участие в конкурсе поступили от  51 субъекта РФ.

  Победителем стала 21 территория, в том числе и Московская область, которая получила на его реализацию в 2007 году 405 млн. рублей из федерального бюджета. Областным министерством образования определены 15 плотных территорий, которые получат эти средства на реализацию комплексного проекта модернизации образования. Это   8   районов: Дмитровский, Коломенский, Луховицкий, Люберецкий, Орехово-Зуевский, Рузский, Серпуховской, Чеховский и 7 городов: Дубна, Королев, Климовск, Ивантеевка, Звенигород, Жуковский и Электросталь. Средства распределялись в зависимости от количества школ. Дубна получила около 12 млн. рублей с условием полного их освоения в течение 2007 года.

  В чем основное отличие пилотного проекта от других конкурсов нацпроекта Образование?

В рамках национального проекта Образование победители и участники конкурсов школы и учителя поощряются грантами президента и губернатора за достигнутые результаты. А участие в этом пилотном проекте комплексной модернизации образования подразумевает выполнение определенного ряда обязательств, которые и будут профинансированы.

Какие обязательства  должны быть выполнены в ходе реализации этого проекта?

Проект модернизации состоит из нескольких направлений. Одно из них переход на новую оплату труда в муниципальных образовательных учреждениях с 1 сентября 2007 года коренным образом меняет действующую систему. Основной принцип новой системы дифференциация заработной платы, проще говоря размер оплаты напрямую зависит от результатов деятельности учителя. Теперь заработная плата педагогов состоит из нескольких частей: базовая, компенсационная, стимулирующая и доплаты за дополнительную работу.

Базовая часть (оклад) это минимальная ставка (за 18 часов), уровень которой зависит от уровня образования, педагогического стажа и квалификационной категории. Однако нужно пояснить, что если человек имеет квалификационную категорию (1-ю, 2-ю или высшую), его размер оплаты зависит только от категории, а не от стажа. К примеру, если учитель с 3-летним стажем (оклад 6 100 рублей) получит высшую квалификационную категорию, он будет получать оклад по ставке для высшей квалификационной категории (9 500 рублей). При этом повышение базовых ставок будет производиться: на 20% докторам наук; на 10% кандидатам наук и работникам, имеющим звания Народный учитель, Залуженный учитель, Заслуженный работник образования Московской области; на 15% 20% за работу в специальном (коррекционном) учреждении; на 15% педагогам лицеев и гимназий. В целом только базовая часть (оклад) заработной платы учителей с 1 сентября 2007 года увеличится на 15%.

Выплаты компенсационного характера это доплаты (согласно КЗОТу) за работу с неблагоприятными условиями труда (учителя химии, информатики и техслужащие), оплата сверхурочной работы, за работу в ночное время (сторожам).

Выплаты за пополнительную работу это доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом, но не входящих в должностные обязанности учителя. К ним относятся: доплата за классное руководство {кстати, существующая доплата классному руководителю в одну тысячу рублей, которая выплачивается по нацпроекту, осталась), за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, за руководство школьными и городскими методическими объединениями и другие доплаты. На эти выплаты каждая школа получит 15% от фонда заработной платы, и каждая школа будет самостоятельно определять, какой размер оплаты установить за классное руководство, какой за заведование кабинетом. Условие одно уложиться в свой фонд. Поэтому в каждой школе может быть свой размер доплат.

Выплаты стимулирующего характера к ним относятся выплаты за качество обучения конкретным учителем, за применение инновационных технологий, за распространение собственного опыта. Каждое образовательное учреждение на эти цели получит еще 15% от фонда заработной платы. Понятно, что такие доплаты получат не все. Критерии стимулирующих надбавок должны быть разработаны администрацией каждой школы самостоятельно и утверждены школьным управляющим советом. Совет также утверждает кандидатуры педагогов-соискателей. Примерные рекомендации, касающиеся вопросов начисления этих выплат, специалистами горуно уже подготовлены и направлены в школы.

Стимулирующие выплаты это своего рода поощрение за достигнутые результаты. За какой промежуток времени? И с какой периодичностью будут пересматриваться и результаты, и, соответственно, кандидатуры?

  В первом полугодии нового учебного года, то есть с сентября, по результатам прошлого учебного года. Затем, соответственно, по итогам первого полугодия и т. д. В целом, сегодня идет выработка собственной системы оценки качества знаний и применения на практике.

В Дубне за два года опробована система проведения независимой экспертизы качества знаний при аттестации 9-х классов. Вероятно, она станет основой для оценки качества обучения?

Наша задача сегодня, как участников пилотного проекта, выработать и отработать собственную систему оценки качества знаний. Сегодня мы готовы к такой системе: учителя учат, а независимая комиссия оценивает качество знаний. Это достаточно сложно в организационном плане. В Дубне все 9-классники экзамены по русскому языку и математике сдают независимой комиссии. Сам экзамен ничем не отличается от традиционной формы. Дети сдают экзамены в своей школе, но в аудитории, кроме своего педагога, присутствуют учителя других школ. По окончании экзамена все письменные работы (зашифрованные) учащихся передаются в городскую аттестационную комиссию. Комиссия их проверяет, выставляет оценки, затем дешифрует работы. Конечно, это огромная организационная работа, для нас, управления образования, это дополнительная нагрузка, но она позволяет провести на самом деле независимую оценку качества знаний. Региональная система оценки знаний в первую очередь будет опираться на независимую оценку качества знаний. К 2009 году все 9-классники Московской области должны на нее перейти мы уже ее опробовали, нам легче.

  Понятно, что критерии стимулирующих надбавок должны плясать от результатов деятельности учителя. Но на практике бывает и так: учитель замечательный профессионал, технологии применяет, методики разрабатывает, а попался ему класс слабый, и результаты на троечку. Что, не видать ему доплаты?

Будут отрабатываться и другие  критерии  оценки  качества знаний. Сегодня мы оцениваем работу учителя не только по результатам олимпиад и конкурсов. Да, бывает и такая ситуация нет в классе звезд, талантливых детей, но это не означает, что учитель не имеет возможности  получения стимулирующей надбавки. Будет оцениваться   результативность работы с детьми по итогам (к примеру, за полугодие) в сравнении с прошлым периодом. И если дети, даже имея тройки, повысили свои знания, проявили заинтересованность, подтвердили свои знания на итоговой аттестации, то, конечно, такой учитель, работая в таком классе, имеет возможность получить стимулирующую надбавку. Еще раз повторю: сегодня наша задача разработать и такой алгоритм как оценить усилия учителя в работе с детьми.

  Каков новый порядок оплаты труда администрации школ директора, его заместителей?

  Зарплата директора будет зависеть от средней зарплаты медработников без учета совместителей. То есть директор будет получать сумму, равную средней зарплате учителя в своей школе. Заместители на 510% ниже заработной платы директора и в зависимости от квалификационной категории.

Получается, что директору   будет   невыгодно брать на работу молодежь, чтобы не испортить средний показатель?

  Нельзя в данной ситуации однозначно сказать: выгодно или нет. Новая система оплаты труда, и администрации в том числе, нацелена на то, чтобы директор был заинтересован в повышении квалификации своих учителей. Чтобы учитель не сидел на зарплате по стажу и образованию, а получал квалификационную категорию и повышал ее. А для этого необходимо, чтобы педагог посещал курсы, семинары, участвовал в конкурсах и т. д. Теперь зарплата директора будет зависеть от того, как учителя повышают свой профессиональный уровень. Ведь, повышая свой уровень мастерства, учителя повысят качество даваемых знаний. Поэтому, в конце концов, эффективность работы учителя ставит в зависимость зарплату директора. Бывает и так в школах педагоги не учатся на курсах, директор на это внимания не обращает. Это неправильно, потому что основная обязанность директора создавать условия для качественного образования в школе. А качественное образование это в том числе и квалификация учителей.

  Помимо перехода на новую оплату труда, какие еще обязательства должны быть выполнены?

Во всех образовательных учреждениях с 1 сентября 2007 года должны действовать управляющие советы (органы государственно-общественного   управления)   и школьные сайты, обновляемые два раза в месяц. Все городские школы, а их 13, сайты уже имеют. Управляющие   советы   созданы   в 9 школах (шк. № 1, 4, 5, 7, 10, гимн. № 3, 8, 11, лицее Дубна), в лицее № 6 совет по развитию, в трех (шк. № 2, 9 и Возможность) советы школы.

Какова структура управляющего совета, его сфера деятельности, и в чем его   отличие от совета школы и совета по развитию?

В управляющий совет, как и в совет школы или в совет по развитию, на выборной основе входят учителя, родители и учащиеся старших классов. Также в его составе могут быть и приглашенные представители. Главное отличие управляющего совета в его состав в обязательном  порядке входит представитель учредителя. По желанию школы могли создать общественный совет и без представителя учредителя. Главное, чтобы в школе был государственно-общественный орган управления.

В основу его деятельности заложено общественное управление. Советы утверждают в школах порядок распределения стимулирующих выплат, осуществляют контроль за рациональным расходованием финансовых средств, определяют режим работы учреждения, участвуют в разработке критериев оценки качества образования и проведении всех видов экспертизы и аттестации знаний. То есть общественный совет сегодня решает все вопросы, касающиеся работы школы. 

  Можно ли сказать, что сегодня система образования меняется коренным образом?

Я бы не сказала, что система меняется в корне, потому что учебный план не изменился, остались существующие стандарты. Меняются организационно-правовые механизмы образования, а не содержание образования. Первоочередные задачи проекта модернизации повышение зарплаты учителя, его квалификации и создание условий для качественного и доступного образования.

  В середине лета по городу начали циркулировать слухи о том, что школу № 10 закроют. Это правда?

  Нет, и еще раз нет. Ни одной школы в городе мы закрывать не будем. Подоплека слухов, скорее всего, кроется в том, что результаты независимой экспертизы по алгебре в 9-х классах оказались невысокими. Да, есть проблемы, над которыми нужно работать и педагогам, и родителям. Но этот момент никакого отношения не имеет к закрытию школы. Наоборот, в школу № 10 за прошедшие два года мы вложили 9 млн. рублей. В ней появился современный спортивный зал, проведена реконструкция фундамента здания и его входной части. Школа востребована, количество учеников увеличится за счет притока специалистов, для которых строятся жилые дома в этом микрорайоне. Гарантирую, что в ближайшем будущем в Дубне ни 10-я, никакая другая школа закрыты не будут.

В состав управляющих советов входят старшеклассники. Неужели дети будут принимать участие в распределении стимулирующих выплат учителям?

Нет, данные вопросы будут решать только члены управляющего совета без приглашения детей.

Когда вступает в силу Закон об обязательном 11 -летнем образовании?

С первого сентября 2007 года. Это означает, что теперь все учащиеся должны иметь 11 -летнее среднее образование.

  Значит, все дети теперь должны в обязательном порядке окончить 11-й класс в обычной школе?

Нет, конечно. Где они получат среднее образование в школе, или колледже, или техникуме, или лицее, не имеет значения. Но они должны в обязательном порядке иметь среднее образование. Никто и никого не заставит насильно получать среднее образование в обычной школе. Каждый ребенок и его родители вольны в своем выборе где и как продолжить обучение. Для нашего города это не проблема.

 Правда ли, что каждой школе подарят по одному ноутбуку?

В рамках проекта от Министерства образования Московской области мы получим четыре мобильных компьютерных класса, состоящих из  12 ноутбуков и мультимедийного проектора. Такой мобильный класс можно использовать для преподавания всех предметов. То есть всё больше учителей смогут применять в обучении компьютерные технологии и не быть привязанными к кабинетам информатики.

 

Беседовала Елена СМИРНОВА

 

 

 К оглавлению

Предложения, замечания направлять по e-mail: skibanat@uni-dubna.ru